user

Архитекторы московского модерна

преподаватель: Александр Иванов

payBox1





Четвертая лекция цикла будет посвящена Валентину Дубовскому.

Его имя известно ещё меньше, чем имя Иванова-Шица, но он, определённо, заслуживает отдельной лекции. Дубовской занимался исключительно проектированием многоэтажных доходных домов и отточил этот жанр до совершенства. Нельзя сказать, что всё творчество Дубовского - это модерн. Он построил множество прекрасных домов в стиле псевдоготики, неоренессанса и неоклассицизма. Но когда он брался за модерн, у него получалось гениально. Чего стоит один только «Дом под Рюмкой» на Остоженке, декор которого абсолютно фантастический и затрагивает тему подводного мира. Мы попробуем выяснить, какими французскими архитекторами вдохновлялся Дубовской, проектируя это здание. А ещё в этом доме два абсолютно разных парадных подъезда – и оба, пожалуй, одни из самых лучших в Москве в рамках модерна. Вообще, оформление парадных подъездов – это особенная фишка Дубовского, он уделял проработке интерьеров огромное внимание.

Архитектор сотрудничал с художником Игнатием Нивинским, который расписал живописными полотнами целый ряд интерьеров доходных домов. А ещё Дубовской во всех своих домах использовал знаменитые шестигранные стеклоблоки Густава Фальконье (на лекции вы сможете увидеть один из таких, и даже потрогать своими руками).
Ряд проектов Дубовского – это очень интересная смесь модерна и псевдоготики. Кстати, три из пяти московских доходных домов с рыцарями – это проекты Дубовского.
После революции архитектор смог приспособиться к советским реалиям и удивительным образом сменил тип зданий и их стилистику. В 1920-е годы Дубовской строит в стиле конструктивизм, например, корпуса электростанции на Раушской набережной и Шатурской ГРЭС.

Сейчас тема Дубовского особенно актуальна, т.к. одному из его доходных домов грозит снос в ближайшем году!

Часть фотографий предоставлена  Эриком Шахназаряном

В следующих лекциях:

2 марта – Другие неблагодарно позабытые архитекторы модерна, у которых не было такого огромного списка построек, как у Шехтеля, но их постройки стали знаковыми для Москвы

10 марта – Неорусский стиль

23 марта – Архитектурные парадоксы Москвы (это далеко не только про модерн)